Публичные лекции: в идеальном городе нет места высоткам и автомобилям (Тюмень)
March 6, 2012 in Градостроительство
Город будущего — это город без высоток и автомобилей, в котором жизнь центра не отличается от окраин. Такой позиции придерживается профессор Международной академии архитектуры, архитектор пермского Бюро городских проектов Александр Ложкин, который провел в Тюмени публичные лекции. Послушать его пришли около 80 студентов ТюмГАСУ, архитекторов и других неравнодушных горожан. Статья. Источник – vsluh.ru Опубликованно 21 февраля 2012.
Ложкин рассказал о новой градостроительной модели, которую воплощают в жизнь в Перми. В 2005 году город потерял статус миллионника. Почему люди уезжают, спрашивает Ложкин, и отвечает – потому что им некомфортно жить. Чтобы прекратить депопуляцию населения, были приняты срочные меры, среди которых утверждение новой градостроительной модели (подробно о пермском генплане – на сайте www.permgenplan.ru).
В начале лекции Ложкин совершил небольшой экскурс в историю градостроительства. Он напомнил, что в 1933 году была принята Афинская хартия, которая определила многоквартирный дом как единственный тип жилища, и разделила городскую территорию на функциональные зоны: жилые массивы, промышленные (рабочие) территории, зоны отдыха и зоны транспортной инфраструктуры. По такому принципу строились и продолжают строиться большинство постсоветских городов.
Функциональное разделение на спальные, деловые и промышленные районы приводит к тому, что одни территории активны днем, но вымирают вечером и наоборот, говорит Ложкин. Они небезопасны и криминогенны. Кроме того, такое разделение провоцирует перемещение жителей между районами, усугубляя транспортную проблему. Строительством новых дорог проблему с пробками не решить уверен лектор.
Выход он видит в концентрации разных функций в одном квартале. «Город — это всегда смешение разных видов деятельности, в результате такого микса рождаются новые идеи, проекты, предприятия. Всегда есть возможность встретиться с другим человеком и придумать что-то новое», – отмечает Ложкин.
Александр Юрьевич считает, что только компактный город способен обеспечить высокое качество жизни и городской среды. Он отметил, что одно из преимуществ Тюмени — ее компактность, однако с новым генпланом, который предусматривает расширение города, есть опасность потерять это преимущество.
Благодаря новой градостроительной модели Пермь также планируется сделать компактным городом, делая акцент не на застройке полей, а на реконструкции имеющихся городских территорий. Ложкин согласился, что это требует больших затрат, но в долгосрочной перспективе это более выгодно, по его мнению, для жителей города. Чтобы город не разрастался вширь, он будет охвачен зеленым поясом.
Еще один тезис, который продвигает Александр Ложкин, – человек важнее автомобиля. В Перми был обновлен общественный транспорт и выделено больше места под пешеходные зоны. В новых кварталах планируется ограничить скорость автомобилей до минимальной и в принципе зоны сделать пешеходными. В центре города все стоянки планируется сделать платными, пока введены ограничения по времени. Таким образом планируется ограничить «автомобильную» активность горожан.
Модель, применяемая в Перми, основана на опыте голландских архитекторов. Она отличается от традиционной тем, что в генплане выделяются не три периода планирования: кратко-, средне– и долгосрочный, а стратегический мастер-план и прогнозная идеальная модель, не имеющая срока. Ложкин считает, что генпланы не работают, потому что являются абстрактным видением будущего («Нужно мыслить и проектировать реально, а не про запас»).
Основывается новая градполитика на основе среднеэтажных домов. Было рассчитано, что на одинаковой площади при равномерном распределении в шестиэтажных домах проживает столько же жителей, как в высотках. В новой Перми будет применена стратегия квартала, которая предусматривает разделение приватного и общедоступного пространства. Кварталы будут застраиваться по принципу периметральной застройки. «Все публичные функции должны быть снаружи, все частные функции должны быть внутри», – отметил Ложкин. Таким образом, магазины и офисы могут быть только снаружи домов, внутри должны быть только выходы из подъездов. Ложкин обосновал это тем, что человек должен не бояться выпустить своего ребенка во двор. Двор должен стать продолжением квартиры, подъезда. В пример Ложкин привел 179 квартал в Перми, разработка концепции которого только закончилась. Он отметил, что при этом старая застройка будет сохранена.
Чтобы добиться единообразия от застройщиков, будут утверждены определенные регламенты и правила, которые обязаны соблюдать все застройщики, например, размер квартала (60 на 65 метров), высота фасадного этажа, максимальная высота домов (22 м) и т.д. Если застройщик не согласен, то может утвердить свой вариант застройки квартала. Но тогда придется вносить изменения в правила землепользования и застройки через публичные слушания.
Против такого подхода высказался участник лекций, архитектор Сергей Четкарев. По его мнению, получится так, что люди будут «заперты» в своем районе, архитектура малоэтажных зданий оставляет желать лучшего, в таких районах плохая инсоляция, плохая проветриваемость, и в конце концов, это экономически невыгодно. К тому же здесь не предусмотрено так называемых «бассейнов видимости», которые являются ориентирами для горожанина и придают уникальность городу.
В ответ на его доводы Александр Ложкин отметил, что кварталы будут специально строиться с запада на восток для повышения инсоляции квартир. Кроме того, он уверен, что талантливые архитекторы могут проявить свое творчество в любых ограниченных пространствах. Ложкин наоборот считает, что строительство многочисленных спальных районов приводит к формированию гетто для бедных, когда целеустремленные молодые люди, покупающие квартиры в этом районе, потому становясь успешными переезжают в центр, а в районе остаются все остальные.
В последнее время в Тюмени много обсуждается новый генплан. Опыт Перми будет интересен тюменцам, считает Андрей Табанаков, возглавляющий тюменское отделение Союза архитекторов.